Русская баня: задачи и перспективы

5 июля
Русская баня: задачи и перспективы

28 июня в отеле «Аэростар» состоялась презентация национального проекта, межрегиональной общественной организации содействия возрождению и приумножению банных традиций России «Национальное Банное Объединение». Организаторы мероприятия поставили перед собой серьезные и благие цели и задачи, такие как возрождение важного элемента традиционной исконно русской культуры и создание фундамента будущего развития банной индустрии в России с помощью уникального бренда «Русская баня».

История русской бани насчитывает более 2000 лет, на Руси она служила не только для помывки тела — баня считалась священным местом, где объединяются главные стихии природы: огонь, вода, земля, воздух. Человек, посетивший парную, вбирал в себя силу этих стихий, становился сильнее, крепче, здоровее. С баней на Руси связаны все знаковые события, происходившие в семье. В каждом регионе существует своя особенная, уникальная банная культура и традиция, что придает русской бане особый национальный и географический колорит. Но за последние сто лет банная культура была практически утрачена. В Москве на 1 января 2016 года проживало более 12 000 000 человек, и на это количество людей было рассчитано только порядка 25 общественных бань. В 1914 году в городе функционировало более 360 общественных бань на 1 800 000 горожан. Можно констатировать, что еженедельно в банные комплексы ходит не более 1% населения.

Можно возразить, что есть бани в частных домах, на садовых участках, работают сауны, банные комплексы, сауны в фитнес-центрах, отелях, спа-комплексах, домах отдыха. Можно и нужно учитывать данную категорию банной индустрии, но наличие бани или сауны не дает никакой гарантии и уверенности в том, что их владельцы знают все о правилах посещения данных заведений. Исходя из своего опыта работы в одной престижной общественной бане, постоянных визитов в различные банные комплексы в качестве эксперта и консультанта, можно сказать, что у людей практически отсутствуют знания и практика правильного посещения русской бани для укрепления здоровья.

Более того, если вы уже пришли в русскую баню и заказали услуги парильщика, не факт, что вы получите эту услугу в качественном исполнении. Ведь сегодня не существует профессии «парильщик», нет профессиональной системы обучения, лицензирования и повышения квалификации.

Печально, что если сейчас убрать из бани посетителей старше 40 лет, то бани опустеют. Молодежь, родители с детьми, молодые спортсмены ничего не знают о пользе и благотворном влиянии русской бани на организм.

Чтобы русская баня снова стала неотъемлемым атрибутом жизни россиянина, недостаточно участвовать в телевизионных программах о бане, проводить малочисленные банные фестивали, которые фактически превратились в профессиональные встречи для узкого круга специалистов. Необходима целевая серьезная программа по возрождению банной культуры России в тесном взаимодействии с государством и общественными организациями.

Для реализации этих целей и была создана некоммерческая межрегиональная организация «Национальное Банное Объединение». В состав учредителей вошли лучшие специалисты банной отрасли, производители бань, печей, дымоходов, банных аксессуаров.

Невозможно реализовать заявленные цели без тесного взаимодействия с государством, так как проект выходит за рамки локального мероприятия и его развитие подразумевает объем работы не на год или два, а на десятилетия. Уже были проведены переговоры, готовятся соглашения о сотрудничестве с Государственной Думой России, Министерством спорта РФ, Ростуризмом, Роспотребнадзором, МЧС, Министерством культуры РФ, Министерством обороны РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством экономического развития РФ, Русской православной церковью, общественными организациями. Тем самым создается платформа для успешного развития банной культуры и индустрии, с возможностью на законодательном и общественном уровнях влиять на существующую ситуацию.

Дальнейшее развитие банной отрасли России определяет четыре основных направления работы объединения:

• популяризация русской бани, здорового образа жизни среди молодежи, семей (отец, мать, ребенок), активных граждан (мужчины, женщины), спортсменов, военнослужащих, пенсионеров;
• организация Гильдии парильщиков (становление профессии «парильщик», ее стандартизация, разработка системы обучения, повышение квалификации и лицензирование специализации);
• индустриальное развитие (создание инвестиционно привлекательных условий для компаний или индивидуальных предпринимателей, желающих построить в том или ином регионе России банный комплекс для общедоступного посещения);
• банно-оздоровительный туризм.

Одна из задач организации — создание бренда «Русская баня» как качественного и уникального продукта, для которого уже подготовлена основная база. Любой желающий сможет получить качественную услугу, посетив банный комплекс, фитнес-центр, пансионат, дом отдыха, спа-центр. Тогда и туристические агентства смогут формировать туры с посещением достопримечательностей и дополнительным визитом в русскую баню, а также специализированные банно-оздоровительные туры. Сейчас этот вид туризма находится в зачаточном состоянии, но стоит только подготовить почву и запустить процесс, популяризируя русскую баню, обучая профессии и способствуя ее стандартизации, как данное направление обретет силу.

Национальное Банное Объединение приглашает всех заинтересованных лиц, организации, общественные объединения к совместному и плодотворному сотрудничеству.

  • Геннадий Бартухин, президент Национального Банного Объединения России
/7